Иван Кабанов

ОДНОЗВУЧНО ГРЕМИТ КОЛОКОЛЬЧИК…

Период средневековья в нашей стране изобиловал бурными историческими событиями, преимущественно военного характера. Войны за объединение удельных княжеств в целостное государство сменялись междоусобными распрями, захватнические войны – освободительными. В этих условиях лошадь приобретала особое, решающее значение. Уже тогда применялись многие технологические приемы ведения коневодства и отдельные элементы коннозаводства. Монголо-татарское иго, борьба за освобождение, междоусобица, Великая Смута, становление Российского государства требовали широкого использования лошади. Нужны были лошади быстрые, смелые, выносливые, неприхотливые.

Победив внешних и внутренних врагов, Русь приступила к решению своих внутрихозяйственных и внешнеполитических задач. Из отдельных областей, княжеств Россия сливается в единое целое. Расширение внутреннего рынка требовало развития путей сообщения, широкого использования гужевого транспорта, улучшения ямской службы и почтовой связи. А для этого требовались лошади способные к специфическим условиям огромной территории России.

Вдоль больших почтовых трактов обосновывались люди, создавались поселения, занимавшиеся не только земледелием, но и гужевыми перевозками. Привезенные с собой переселенцами крупные лошади использовались для улучшения местных пород. Специфическая область традиционной культуры, тесно связанная с хозяйственной деятельностью и другими сторонами быта составляли способы и средства передвижения, а также транспортировки грузов. Они были разнообразны по видам и значительно варьировались по регионам.

Несмотря на обилие водных путей передвижения наиболее распространенной в России была сухопутная транспортировка с помощью лошади. Многие годы верховая езда на лошади под седлом и перевозка грузов вьюками и в переметных сумах играли значительную роль на большей части территории заселенной России и особенно в горных, таежных, болотистых районах Сибири и европейского Севера. Особенно большую роль верховая езда играла в быту казаков.

Повсеместно и чаще всего езда и перевозка на лошадях производилась с помощью полозовых и колесных транспортных средств, специализированных по назначению, времени года и дорожным условиям.

Лошадь в России была главным упряжным животным. При этом наиболее характерной была оглобленная упряжка с хомутом и дугой. Упряжь и сбруя изготовлялись из дерева, кожи, льняных шнуров, веревок, различной тесьмы, плетенок. Основные предметы праздничной запряжки украшались металлическими бляшками, кожаными кистями, тиснением, вышивкой, узорным тканьем.

Самая заметная часть упряжки – дуга, обычно расписывалась яркими красками. По раскраске и манере росписей дуги различались по районам. От ямщицкой гоньбы на лошадях по почтовым трактам пошел обычай прикреплять бубенчики в излучине дуги. Самыми известными были валдайские колокольчики. К оголовной части сбруи для праздничных выездов прикреплялись маленькие бубенчики – шаркуны. В праздники для традиционных катаний (на масленицу, на свадьбу) лошадей и упряжь украшали яркими бумажными цветами, разноцветными лентами, привязывая их к дуге, вплетая в гриву и хвост лошади.

Самой распространенной была одноконная упряжка, но применялась также и парная. В этом последнем случае одна лошадь (коренник) шла под дугой, другая – пристяжная – рядом на постромках. Для быстрой езды, а также во время праздников у состоятельных крестьян излюбленным выездом была тройка с коренником и двумя пристяжными. Сравнительно редко применялась езда цугом с коренником под дугой и пристяжными впереди него. В городах для собственных нужд лошадей держали немногие.                                  Свой выезд имели лишь богатые дворяне и буржуа. Большей частью «городские» лошади принадлежали лицам, занимающимся извозным промыслом, а также мусорщикам, водовозам, «золотарям» (уборщикам отхожих мест). Известный промысел в городах был заметно специализирован.

Зимней повозкой служили сани, принадлежащие к разряду полозовых средств передвижения, ведущих свое развитие с глубокой древности. В особых условиях гористой или заболоченной местности санями в ряде случаев в хозяйственных целях пользовались и летом – например, чтобы свезти сено со склона или с заболоченных лесных полян, а иногда и при похоронах. Сфера применения саней была очень широка, и они сильно различались по своим размерам, конструктивными особенностями и по отделке.

Простейшие из них – дровни не имели кузова и служили для подвоза дров, сена, леса и для других надобностей. Дровни с плетеным, лубяным или дощатым кузовом назывались розвальнями. Они были самым употребимым в крестьянском быту видом саней; на них перевозили и грузы и людей. Различные кошева, пошевни, беговушки делались с приподнятыми загнутыми головками: с высокой спинкой, и брусьями-отводами, препятствующими опрокидыванию саней. Для лучшего скольжения в полозья вставлялись металлические подрезы. Спереди устраивался облучок, сзади – сидения. Изнутри и снаружи такие сани отделывались и украшались согласно местной традиции. Для перевозки пассажиров на дальние расстояния извозчики имели крупные сани – кибитку или возок.

В тундре русские, как и местные народы, ездили на собаках, запряженных в нарты. В Прионежье и на Беломорском побережье у рыбаков бытовали собачьи санки в виде дощатой лодки на одном полозу («кережа»), заимствованные у саамов.

Большую роль в жизни населения северных, лесистых и гористых районов зимой играли лыжи. Они служили и для охоты и для передвижения. В Сибири и Приуралье были распространены скользящие лыжи, подбитые мехом (камусом, нерпой). Применялись и плетеные, округлой формы лыжи – снегоступы.

В летнее, осеннее и весеннее время сухопутным средством передвижения служили повозки на колесах – двухколесные и четырехколесные. Самой распространенной была четырехколесная телега с дощатым или плетеным из лозы кузовом. Конструкция ее повсюду была почти одинаковая, различия наблюдались лишь в габаритах и характере кузова.

Телега имелась в каждом крестьянском хозяйстве. Телеги назывались по назначению: хлебовозка, сноповозка, навозница и так далее. Телега без кузова – дроги – служила для перевозки громоздких тяжелых грузов. Повозка, состоящая из передка с колесами и пары свободных колес, прицепленных к нему, называлась колеса. На ней возили лес. В низовьях Дона и Волги, в Южном Приуралье и на Северном Кавказе для дальних грузовых перевозок использовалась большая телега, сходная с украинской мажарой или возом, служившим чумакам их вторым домом.

Двухколесные телеги, приспособленные больше для поездок людей, были также разнообразны – от трясучки или тарантайки до более удобной рессорки, брички, бидарки. Усовершенствованная двуколка на металлических рессорах и шинах, имеющая приподнятое сидение, называлась «кабриолет» и служила выездным экипажем зажиточных людей деревни и города. Усовершенствованным четырехколесным экипажем был тарантас, имевший несколько разновидностей и названий.

Неотъемлемой принадлежностью телеги была глиняная корчажка с дегтем и помазок (мазок), которые либо прикреплялись снизу под телегой, либо клались в угол под сидение, так как колеса (втулку и ступицу) приходилось постоянно смазывать.

В современной жизни гужевой транспорт потерял свое былое значение. В настоящее время в народном хозяйстве господствуют технические транспортные средства. Традиционные конные запряжки, телеги, сани, «колеса» сохраняются в небольшом числе в сельской местности для некоторых внутренних разъездов и перевозок. По устройству они все те же, что и раньше, но нет былого разнообразия вариантов. Однако потребность в использовании традиционного транспорта существует и в настоящее время, расширяется в связи со стремлением к более тщательному учету экологических условий местности и наиболее полной оценки опыта прошлого в хозяйствовании. Повышается так же оценка эстетического значения лошади и конного передвижения в быту, в частности в праздничной культуре, в обычаях и обрядах.

Хостинг от uCoz