А. И КОРОЛЬКОВ

10 апреля 2008 г. исполнилось 103 года со дня рождения А.И. Королькова, общественного и государственного деятеля. Родился Алексей Иванович в г. Галиче Костромской губернии. Окончил Московскую сельскохозяйственную академию имени К.А. Тимирязева. Работал главным зоотехником Наркомзема СССР,  возглавлял научный отдел Главного управления по заповедникам и охотничьему хозяйству при Совете министров РСФСР. Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушел в народное ополчение. С 1965 по 1985 гг., после III съезда Росохотрыболовсоюза он бессменно возглавлял Российский Союз охотников и рыболовов. За это время Росохотрыболовсоюз стал одной из крупнейших общественных организаций, объединивший 3 млн. охотников и рыболовов. В корне изменилось экономическое положение Союза и его структурных подразделений, они организационно окрепли, расширилась сфера их деятельности. Одной из главнейших забот, которой уделял внимание А. Корольков, была забота не только об охране угодий, но и постоянное улучшение условий обитания зверей и птиц, рыбы, рост их запасов, обогащение видового состава. Огромные усилия А. Корольков направлял на борьбу с главным врагом охотничье-рыболовного хозяйства – браконьерством. Широко образованный, духовно богатый человек, заядлый охотник и рыболов, он был Почетным членом Финского, Австрийского, Болгарского, Шведского и других обществ охотников и рыболовов. Обладал замечательными качествами, как руководителя, так и специалиста. За время работы, опираясь на слаженный рабочий коллектив, создал экономическую сильную авторитетную общественную организацию с большой сетью охотничье-рыболовных хозяйств. Неистово влюбленный в свое дело, тонкий психолог, мудрый начальник, он постоянно заботился о своих работниках, членах их семей, снискал большое уважение и любовь простым и сердечным отношением к подчиненным. Имел дар удачного выбора и объединения людей во имя большого и нужного дела. Не стеснял ничьей инициативы, умел ценить ее, поддерживать и всячески поощрять. Венцом его жизни, заветной мечтой было построить Дом охотника и рыболова в Москве, создать в нем Государственный музей охоты и рыболовства России, обеспечить всех работников хорошим жильем, рядом с работой. Благодаря энергии, трудолюбию, энтузиазму и огромной работоспособности Председателя эти мечты сбылись. Его заслуги были высоко оценены государством. Он награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Дружбы народов и «Знак Почета».

ОХОТНИЧЬЯ ЭТИКА

В обиходе понятия «этика», «нравственность», «мораль» часто употребляются как синонимы. Для российского охотника главное состоит в безусловном соблюдении закона об охране  природы, правил охоты, положений Устава союза обществ охотников, в активном участии в работе по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию дичи как одного из видов природных богатств. Но охотничья этика не сводится только к этому, ее содержание шире и объемнее. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения, моральных обязанностей охотника по отношению к другим охотникам, к охотничьей фауне, природе в целом. Можно сказать, что этика охотника – это такие правила его поведения, которые стали внутренним убеждением и соблюдаются не из страха наказания, а как требование совести, независимо от того, видит нас кто-нибудь или нет, есть ли рядом другие люди или ты с природой один на один.

Таким образом, отношение к делу охраны природы, обогащения и рационального использования ее ресурсов является самым главным, самым важным элементом охотничьей этики.

Первичная организация охотников, непосредственно занимающаяся воспитанием у охотников чувства любви к родной природе, ответственности за сохранение и приумножение животного мира, делает большое государственное дело.

С развитием индустрии, городского уклада жизни все большее число людей лишается постоянных и непосредственных контактов с природой. Ничто не воскрешает чувство единства с природой с такой остротой и силой, как охота. Тяга к ней повышается и с ростом жизненного уровня людей, усиливающим потребность в интересном и содержательном досуге. Охота позволяет с пользой для здоровья провести свободное время на свежем воздухе в условиях непосредственного общения с природой, с ее красотами, обогащающими внутренний мир человека.

Любительская охота не имеет решительно ничего общего с «кровавыми оргиями», которые приписывают ей иногда по неведению, а нередко и в полемическом азарте, когда резкость суждений и преувеличенное доверие к случайным впечатлениям заменяют глубину и научную обоснованность доказательств.

Об охоте написано много и в стихах и в прозе. Эти произведения до сих пор читаются с громадным интересом. Охоте посвящено немало замечательных произведений изобразительного искусства. Выдающиеся композиторы создали в ее честь незабываемую музыку. В произведениях Аксакова, Тургенева, Толстого, Некрасова, Бунина, Пришвина и многих других писателей с большой впечатляющей силой воссозданы удивительные ощущения единства с окружающей средой, которые испытывает человек на охоте. Во всей богатейшей охотничьей литературе нельзя найти ни единой нотки, которая хоть чем-нибудь напоминала бы гимн уничтожению.

Охота способствует гармоничному развитию человека, его физическому и нравственному совершенствованию, развивает наблюдательность, выносливость, бережливость по отношению к природе. Качества, прививаемые охотой, полезны каждому, но следует иметь в виду, что охота – спорт смелых, а охотник – это закаленный и тренированный боец, хорошо подготовленный стрелок, опытный следопыт-разведчик, знаток родного края, горячий патриот.

Охотник больше всех заинтересован в активной охране и воспроизводстве животного мира. Ведь чтобы добыть трофей, о котором мечтает всякий охотник, нужно создать и поддерживать обилие дичи в угодьях.

Для успешного выполнения этой задачи в охотничьих хозяйствах ежегодно проводится широкий комплекс биотехнических мероприятий, улучшение кормовых, гнездовых и защитных условий для дичи, ведется регулярный учет численности основных видов диких животных, на основании, которого строго нормируется их отстрел. Ведутся работы по регулированию численности зверей и птиц, наносящих вред охотничьему, лесному и сельскому хозяйствам.

Для обогащения охотничьих угодий проводится отлов и расселение полезных диких животных. Наряду с перечисленными мероприятиями создаются зоны покоя, благоприятствующие размножению дичи, организуются воспроизводственные участки, где всякая охота запрещена. Усиливается охрана диких зверей и птиц, ведется активная борьба с браконьерством, которое, к сожалению, еще до сих пор наносит определенный ущерб охотничьему хозяйству.

Таковы высоконравственные природоохранные функции охоты и охотников. Охотники вкладывают свои средства и труд в дело увеличения количества дичи.

Обратимся теперь к другой стороне охоты. Охота, если можно так выразиться, наиболее интимная форма общения человека с природой. В таких условиях единственным критерием правильности его поведения является совесть.

Как бы ни были несправедливы ошибочные размышления противников охоты, они, тем не менее, заставляют задуматься, заново осознать, сколь важно охотнику воспитать в себе обостренное, безошибочное нравственное чутье, потому что на охоте очень тонка та грань, за которой здоровый азарт превращается в потребительство, в победу инстинктов над разумом.

Поэтому только честному, порядочному и высоконравственному человеку может быть доверено оружие. Чтобы лучше изучить людей, желающих стать охотниками, по решению VI Всероссийского съезда охотников для них введен годичный кандидатский стаж. Не безразлично также, как член общества ведет себя на производстве и в быту.

Требуя от  охотника высокой моральной выдержки и самодисциплины, общества проявляют заботу и о том, чтобы он мог не только поохотиться, но и хорошо отдохнуть. Для этого в живописных местах вблизи или в центре охотничьих угодий построены и строятся базы, остановочные пункты, где обеспечены необходимые бытовые условия, содержатся охотничьи собаки, имеются катера и лодки, лошади и автотранспорт.

В 1970 г. в Будапеште проходила Всемирная охотничья выставка. Лейтмотивом ее были слова: «Если бы не было охотников, едва ли до наших дней сохранились бы дикие животные». Это утверждение звучит как парадокс, но оно полностью соответствует действительности. Кто как не охотник заботится о дичи? Охотник ее кормит в трудные времена года, охраняет, создает благоприятные условия для размножения. Настоящий культурный охотник отстреливает лишь разрешенную к добыче избыточную часть дичи, которая размножилась при его содействии. Значительно больше дичи уничтожается вредными хищниками и браконьерами, с которыми ведет борьбу, не щадя своих сил, а подчас и жизни, опять-таки охотник.

Таким образом, каждый добросовестный охотник – прежде всего друг природы, который заботится о разумном воспроизводстве животного мира.

Хищническое отношение к природе, убийство ради убийства, убийство ради тщеславия – порождение праздных людей, не заботящихся о том, что останется после них.

Конечно, мы еще далеки от того идеала, когда могли бы с полным правом сказать: мы возвращаем природе больше, чем берем у нее. Но именно стремлением к этому идеалу пронизана этика культурного охотника.

Охотничья этика провозглашает следующие основные правила поведения охотника:

«Долг трудоучастия неотделим от права на охоту, хочешь охотиться – потрудись».

«Кто желает снять урожай – пусть посеет, кто не сеет – тот не жнет».

«Взял от природы – отдай сторицей».

Этика предписывает твердо знать и строжайше соблюдать правила охоты, не допускать нарушения этих правил другими лицами, вести решительную борьбу с браконьерами и их пособниками, быть корректными, вежливыми в обращении со своими коллегами по охоте.

Нельзя считать культурным того, кто позволяет себе, например, стрелять по пролетающим стаям уток весной в период гнездования или стрелять животных, попавших в беду, и т.д.

Охотник должен метко стрелять, иначе он будет делать промахи или калечить дичь, подранок – это брак в работе охотника. При ликвидации охотничьего брака следует причинять дичи как можно меньше страданий. Каждому охотнику надо постоянно тренироваться в стрельбе на стенде.

Охотник, стреляющий в лосиху с лосенком, в оленуху с олененком, самку кабана с поросятами, допускает грубейшее нарушение охотничьей этики.

Неэтично стрелять зайца на лежке, а также «пехотинцев», т.е. бегущих тетеревов, куропаток, фазанов и других птиц. Нельзя стрелять, не целясь по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Следует выцеливать птицу, летящую в конце стаи, и ни под каким видом не трогать «старку» (матку), изображающую себя раненой, чтобы отвлечь опасность от своих птенцов.

Важно знать и признанные в охотничьей среде правила хорошего тона – то, что называется этикетом.

Охотничий этикет запрещает отстрел гонного зверя из-под чужой собаки. Если же зверь из-под этой собаки убит, надо найти владельца собаки и отдать ему добычу. Владелец собаки при этом взамен вручает снаряженный патрон.

При движении гонного зверя к линии стрелков считается некорректным, нетоварищеским поведением, если один из охотников, видя, что зверь приближается к соседнему номеру, стреляет его с большого расстояния.

Особой формой проявления охотничьей этики и этикета является выполнение принятых в нашей среде обычаев и традиций. Народные обычаи укрепляют связь современного общества с прошлым, с национальным бытом, культурой, они украшают нашу жизнь, придают ей особое звучание. Отбирая из неисчерпаемой кладовой народного быта все самое лучшее, красивое, современность вносит в старые традиции и обычаи элементы нового, характерного  для нашей эпохи. В нашей громадной по территории и многонациональной стране многие охотничьи традиции и обычаи носят весьма разнообразный характер, и мы не ставим задачу их классифицировать, но часть их перечислим. В нашей стране добрые охотничьи традиции и обычаи хранили и развивали главным образом простые охотники, и эти обычаи часто являются составной частью культурного наследия и несут определенную общественную. Морально-воспитательную функцию.

Широко распространенный на Севере России благородный обычай не запирать на замок охотничью избушку, держать там постоянно на случай, если придут люди, попавшие в беду, запас сухих дров, лучину или бересту на растопку, спички, соль. Сухари – превратился в закон тайги.

Для общения между охотниками широко применяется своеобразный охотничий язык.

Охотник, отстрелявший гонного зайца, никогда не кричит своим коллегам по охоте «убил», а непременно – «готов» или «дошел», при охоте на пернатую дичь применяется термин «взял», а не «убил».

Выражение «в пяту» означает идти по следу зверя в направлении, обратном его ходу; «сойти со слуха» означает, что гончие ушли так далеко или «под ветер», что не слышно их голосов.

Существует много обычаев, связанных с корректным поведением на коллективных охотах.

При расстановке охотников по номерам не допускаются никакие споры с руководителем охоты, наоборот, его приветствуют, приподнимая головной убор.

Существует обычай, когда охотнику, отстрелявшему копытную дичь, волка, рысь, лисицу или других крупных животных, руководитель охоты с правой стороны в головной убор вставляет маленькую веточку. Все присутствующие при этой церемонии охотники поздравляют счастливого стрелка 2с полем».

При распределении номеров лучшие получают гости или почетные члены обществ охотников; номера, более близкие к имеющемуся транспорту, предоставляют пожилым охотникам, которым трудно передвигаться на большие расстояния, особенно по глубокому снегу.

Некорректной считается стрельба по дичи на расстояние «вне выстрела». Каждый охотник несет перед своими товарищами по охоте определенную моральную ответственность за раненого, но не добытого зверя. Он обязан вместе с охотником, хорошо знающим местность, не ранее чем через 1-2 часа пойти на «добор» раненого животного.

Охотничья этика полностью исключает применение охотниками каких-либо алкогольных напитков, как перед охотой, так и во время ее. Нетрезвый человек с ружьем опасен для окружающих.

Сложился также обычай подавать сигнал об опасности выстрелами, следующими один за другим. При этом через три секунды после первого выстрелы дается дуплет, после которого спустя три секунды следует одиночный выстрел.

При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой во избежание одновременных выстрелов и порчи в связи с этим дичи охотники договариваются, кто стреляет первым. По птице, вылетевшей вправо или влево от владельца собаки, приоритет выстрела принадлежит соответственно охотнику, идущему вправо или влево.

Все эти тонкости, щепетильное соблюдение этикета и обычаев, принятых в охотничьей среде, не только придают охоте особую прелесть, но и служат нравственным целям, создавая чувство товарищеской общности, взаимного уважения и доверия.

 

Хостинг от uCoz