Александр Камчатов
ВЛАДИМИР МОНОМАХ – КНЯЗЬ ВОИН, КНЯЗЬ ОХОТНИК
В лютые морозные январские дни 1061 года притихла жизнь на Руси. И вдруг однажды под вечер с крепостных башен Переяславля дозорщики увидели, как заметались в сумеречной степи огни, пламя поднималось высоко в небо, окрашивая его в нежно-розовый цвет.
Не успели переяславцы толком понять, почему же пылает зимняя степь, как оттуда посыпались к крепостным воротам люди. Они скакали на неоседланных лошадях, другие бежали бегом полуодетые и разутые, иные были со следами пожарищ на теле.
Владимир видел, как они вбегали в крепостные ворота, с безумными глазами крестились на церковные купола, плача, рассказывали о своих несчастьях.
Половцы вышли из степи в одну из последних январских ночей, вырезали, заснувшие в землянках сторожи, не дали им зажечь сигнальные огни и растеклись лавой по переяславским землям. Вопреки всем своим привычкам степняки двинулись на Русь зимой.
В Переяславце еще были мир и покой, когда половцы уже захватили окрестные села и деревни, ограбили церкви, повязали пленников и теперь вся южная часть переяславского княжества лежала в руинах. Половцы еще шли по русским селам, а их сани, груженые добром, церковной утварью, уже тянулись на юг, а следом за санями брели тысячи русских пленников – мужчин, женщин, детей. Стон несся над переяславской землей. Страх и беспокойство царили в княжеском дворце.
Со всей силой постиг этот страх в те дни и восьмилетний Владимир. Он понял, что есть в этом мире зло, против которого не защитит ни отцовская любовь, ни материнская ласка, ни пестун, ни боярин Гордята. И противостоять этому злу можно только мечом. Сила должна гнуть силу. Твоя рать должна быть сильнее и многочисленнее, меч острее, щит и броня крепче, конь выносливее, воинский дух, смелость выше, чем у врага. Если нет этого, то тщетно выходить на рать с сильным врагом. Тогда гибель твоя, твоей семьи, твоего народа неизбежна.
Владимир (в крещении Василий) Всеволодович, прозвищем Мономах, великий князь Киевский, сын Всеволода Ярославича – самый знаменитый из русских князей до татарского периода, оставил о себе громкую славу и добрую память. Время великокняжения Владимира Мономаха было самым цветущим в истории Киевской Руси. При нем степняки – половцы встречали жесткий отпор; удельные князья смирились, притихли, а непокорным пришлось испытать на себе железную длань великого князя.
Всю свою неукротимую энергию, ум, полководческое дарование и талант Владимир Мономах употребил на сплочение Русской земли, на отпор ее врагам.
Отдавая дань признания великому государственному мужу и воину Киевской Руси, московские государи, вступая на царство, короновались венцом, который назвали шапкой Мономаха.
Владимир назван Мономахом по деду со стороны матери, которую наши летописцы называют «греческою царевною», дочерью императора Константина Мономаха. Существует и другое трактование названия Владимира Мономахом. Пойдя походом на генуэзцев, при взятии Кафы (современная Феодосия), Владимир победил в поединке генуэзского князя, за что и прозван Мономахом, то есть единоборцем.
Владимир Мономах был князем воителем и князем охотником. В Древней Руси и князья и народ вели жизнь простую, незатейливую; много было общего и сходного в их привычках и занятиях, в трудах и развлечениях. Жизнь не отличалась большим разнообразием развлечений: веселая пирушка, песни, пляска, единоборство, наездничество, наконец, охота, вот чем тешил себя древний человек.
В быту великих князей Киевского периода охота составляла постоянную принадлежность княжеской жизни и отражала на себе особенности времени и личный характер того или другого князя.
Закончив военную кампанию, князья спешили «на ловы». Однажды, проводя очередную военную кампанию в Диком Поле против коварных степняков, нарушивших в очередной раз договор, Владимир Мономах «встав и отеха от воев, и поча выти волчьскы, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози». Кстати, охотничий термин «ловы», «ловитва» появляются в славянском языке во времена Владимира Мономаха.
Животный мир Древней Руси был сказочно богат. Великое множество зверей и птиц населяли необозримые южные ковыльные степи, где этот злак рос такой вышины, что скрывал всадника с конем, лиственные леса и тянувшиеся от Прута до Волги лесостепи, бескрайние смешанные леса средней полосы Восточной Европы и темная дремучая хвойная тайга Севера.
Зубры, туры, тарпаны (дикие лошади), куланы, лоси, олени, косули, кабаны, медведи, барсы, волки, лисицы, бобры, куницы, множество другого мелкого пушного зверья, и несметное количество боровой, и полевой птицы обитало на той древней земле.
Были на той земле и львы. О львах на Руси нет никаких сведений, но костные останки львов хронологически и территориально наиболее близкие к Киевской Руси, найдены в Ольвии, у устья Южного Буга. Палеозоологи определили дату – 5-2 вв. до н.э. Все кости, найденные в Ольвии, принадлежат молодым львам. Есть научное объяснение этим археологическим находкам: античная греческая и римская аристократия держала в своих дворцах молодых ручных львов. У некоторых богачей были целые зверинцы.
Русский человек со всех сторон был окружен зверями, но нельзя сказать, чтобы это соседство было для него всегда удобным или приятным. Четвероногие соседи делали набеги на селения и производили в них общую панику. В зимнюю голодную и холодную пору звери, гонимые из лесов морозом и голодом врывались в жилища, а люди от страха разбегались и мерзли около своих жилищ, не решаясь выпроводить из них непрошенных гостей.
Но все эти неудобства и неприятности вполне искупались теми выгодами, какие наши пращуры извлекали из этого обилия зверей и птиц. При малочисленности удобных для пашни земель, обилие зверей и дичи делалось основным источником народного хозяйства, а охота и звероловство – главным занятием тогдашнего населения.
В духовной Владимира Мономаха он говорит: «Все же то дал Бог на угодье человеком, на снедь и на веселье».
Теперешние звери – медведи, зубры, лоси, олени мельче своих предков, времен Киевской Руси. К примеру, зубры, судя по костным останкам, достигали тонны веса. А «лютый зверь» Владимира Мономаха кошачьей породы (барс) достигал веса свыше 250 килограммов! Невероятно. Но это так.
Палеозоологами обнаружены костные останки кавказского подвида барса, значительно крупнее, чем его дальневосточный подвид. Ископаемый барс достигал в длину 190 см, в плечах 90 см. В своем «Поучении» Владимир Мономах рассказывает, что когда он охотился в Черниговских пущах, однажды «лютый зверь вскочил ко мне на бедры и конь со мною поверже».
В Древней Руси этот хищник наравне с туром, зубром, медведем и вепрем являлся объектом княжеской охоты.
На стене южной башни Софийского собора, в Киеве изображена сцена охоты с гепардами на тарпана во времена Владимира Мономаха. На другой фреске, по времени относящейся к княжению Владимира Мономаха изображен всадник, поражающий копьем набросившегося на него крупного хищника, семейства кошачьих. Это не лев. У зверя на фреске нет столь характерной для льва гривы. Может быть, это львица или тигр? Ведь у «фрескового» зверя нет типичной для барса пятнистой окраски. А массивное туловище и сравнительно короткое тело с крупной головой? Так это очевидно известная условность ранней церковной живописи.
В охотничьем хозяйстве Владимира Мономаха были ловчие собаки, необычайно быстроногие пардусы (гепарды), которых сам великий князь обучал и готовил для охоты. Была богатая кречатня с ловчими птицами, соколами и беркутами. В охотничьем хозяйстве были специальные люди, отвечавшие за «княжеские займища», «ловы», «гоны», «перевесища». На реке Трубеже под Киевом содержался зверинец с отловленными дикими животными. Зубров и туров в этот зверинец ловили живьем в ямы, замаскированные ветками и листьями.
Для охоты на зверя и птицу использовалось тоже оружие, что и на войне – копья и рогатины, мечи и кинжалы, луки и стрелы.
О древнерусском луке следует сказать особо. Воины охотники использовали сложный лук, который пришел в Восточную Европу вместе со скифами (1 тыс. до н.э.). Уже к 8 веку сложным луком пользовались повсеместно на всей европейской части современной России. Сложный боевой лук – это не просто орудие, это целый механизм. Средневековые воины Западной Европы не были знакомы со сложным луком, они использовали, как его именуют оружиеведы, простой лук.
Форму (конфигурацию) сложного лука можно видеть на всех древнерусских изображениях, сохранившихся до нашего времени. Сложным он называется из-за того, что изготавливался из нескольких кусков древесины разных пород, сухожилий крупных копытных и обматывался вываренной берестой пропитанной рыбьим клеем.
Стрелой, выпущенной из такого лука, пробивали насквозь боевых коней, а всадник оказывался не только пробитым насквозь стрелой, но и пригвожденным к лошади. Древнерусские охотники из своих луков стрелами легко пробивали насквозь лосей, туров, медведей.
Стрелы, пущенные с расстояния около 250 метров (в Древней Руси это была мера длины, называвшаяся «перестрелом» или «стрелищем»), пробивали дубовые доски толщиной 5 см.
Искусные мастера лучники для богатырей изготавливали столь мощные луки, что обычный тренированный «вой» - воин дружинник, был не в силах его натянуть. Пробивную и убойную силу стрелы, пущенной из такого мощнейшего лука трудно даже вообразить. Боевая скорострельность лука доходила до 20 выстрелов в минуту. В умелых и сильных руках древнерусский боевой сложный лук был страшным оружием.
На охоте, как и в бою, возникали самые разные ситуации, и каждому случаю должна была соответствовать стрела определенного типа. Чтобы найти быстро нужную стрелу в туле (с 1585 года в русских письменных источниках появляется тюркское слово «колчан») ушко или древко окрашивали в определенный цвет.
Очень часто использовались наконечники, которые сейчас именуются «срезнями». Срезни – от слова резать. Их признак – широкое режущее лезвие. Стрелы с такими наконечниками применялись против крупного зверя или незащищенного кольчугой противника. Против лат и кольчуг использовались стрелы с узкими, гранеными бронебойными наконечниками.
В Древней Руси существовали специальные охотничьи стрелы, носившие название «томары стрельные». Томары стрельные имели тупые наконечники и использовались на охоте на лесных птиц и пушных зверей, лазающих по деревьям. Наконечники этих стрел не пробивали шкурку и не замазывали кровью ценный мех, кроме того, они не втыкались в ствол дерева и не застревали. Охотнику не было нужды залазить наверх, трофей падал поверженным к его ногам.
В Киевской Руси в 12 веке появляется специальное копье – рогатина. Как знать – может быть, к его изобретению приложил свою руку Владимир Мономах, великий князь – стратег и охотник.
Рогатина – чисто русское изобретение. Ничего подобного в других странах на сегодняшний день, согласно археологическим находкам не обнаружено.
Рогатина предназначалась для пешего рукопашного боя. По весу перо рогатины достигало 1 кг, ширина его было 6 см, толщина 1,5 см, а длина пера равнялась 30 см. В поперечнике древко – ратовище «оскепище» доходило до 5 см. Этим грозным оружием пешие вои (воины-пешцы) боролись с конным противником. Один конец ратовища упирался в землю, а острие – «рожон» направлялось на коня налетающего всадника, поэтому ратовище было таким толстым, чтобы не сломиться под тяжестью налегавшего тела.
Используя рогатину, древние русские охотники останавливали исполинских туров и зубров, свирепых лютых медведей и вепрей. Высшей доблестью, настоящим охотничьим искусством считалось собственноручно, холодным оружием взять обложенного, свирепого чудовищного вепря-одинца, сойтись один на один с лесным колоссом туром или огромным косматым зубром.
«Зубр ратоборец, и брать его надобно силой: Грудь на грудь, врукопашную, но не обманом». – Гласит древняя охотничья заповедь.
Гнедые туры, как свидетельствует летопись, имели «глаза свирепо-пламенные, голову короткую, лоб широкий, а рога так далеко расставлены друг от друга, что между ними могли усесться рядом три взрослых человека».
Зубров – «бур волов» и гнедых туров охотники с ловчими собаками выгоняли из лесных крепей на поляны, где охотники верхом на конях преследовали зверей и кололи их копьями «пока охота… на них не оканчивалась победой». На одной из таких охот в черниговских пущах Владимир Мономах был поднят на рога двумя турами вместе с конем.
Князя Владимира Мономаха как охотника характеризовали три основные черты: безграничная отвага, покоящаяся на убеждении, что смерть не приходит раньше, как в урочный Богом положенный час. Выносливость, которая не признает усталости и нужды в покое, пока не справлено дело, и самодеятельность, которая создает индивидуальность и в человеке вообще, и в частности в охотнике, девиз которой: «Все сам – ничего через других».
Этими чертами и отмечена вся жизнь Владимира Мономаха, исполненная непрестанных трудов и подвигов и частых серьезных опасностей. В отрочестве Мономах принялся за занятия, которые по тогдашним понятиям, приличествовали княжескому званию: за войну и охоту.
На склоне лет, умудренный жизненным опытом, великий князь писал в своем «Поучении»: «Всех походов моих было 83, а других маловажных не упомню. Я заключил с половцами 19 мирных договоров; взял в плен более 100 лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках». Это был князь, много потрудившийся за русскую землю.
Обучая своих сыновей, Владимир Мономах говорил: «Закалите себя охотой, не страшна и брань будет. Не испугаетесь вепря – и половец окажется не страшен». Он вспомнил о бурных годах молодости: «Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах и в степи вязал я диких коней сразу по несколько. Любил охоту на разную птицу с соколами и ястребами. Два раза буй тур метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло; лютый зверь бросился сверху и повалил коня вместе со мной, и Бог соблюл меня невредимым. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбивал себе голову, повреждал руки и ногу, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей».
Владимир Мономах очень рано привык исполнять сложные, недетские поручения. Будучи всего тринадцати лет от роду, он был отправлен отцом на княжение в далекий Ростов. Затем пошли ратные походы и битвы, которым не было числа.
Владимира Мономаха отличала отчаянная храбрость и недюжинная физическая сила, отвага и страсть к охоте, запал, по которому легко отличить охотника по натуре, охотника настоящего, от случайного любителя охоты.
Если последнего успех радует тем сильнее, чем легче он достался, то для первого, напротив, успех только тогда и имеет значение, когда он куплен ценою риска, борьбы и труда, когда он дает охотнику случай глубоко почувствовать силу и отвагу, осознать свою ловкость и энергию. Словом охотнику по натуре важен не столько результат охоты, сколько сам процесс и его отдельные моменты.