КСЕНОФОНТ АФИНСКИЙ И АДРИАН

Иероглифические и клинописные надписи на камне донесли до нас легендарные охоты фараонов и царей древнейших государств. К древнейшим книгам на земле, упоминающим об охоте, относится и Библия (Бытия, главы 25, 27 и 30).

Первым специализированным сочинением об охоте в Европе считается книга Ксенофонта Афинского, родившегося в 444 году до нашей эры. После смерти Сократа (399 г. до н. э.) Ксенофонт был изгнан из Афин и проживал двадцать лет в Скилмунте вблизи Олимпии. Здесь он увлекся охотой на зайцев и написал трактат «Об охоте», переведенный в свое время на русский язык неким Янчевицким. «Охота и собаки – изобретение богов Аполлона и Артемиды, которые наградили этим Хирона за его справедливость» (кентавр Хирон считался учителем всех греческих героев), - так начинается этот трактат. Ксенофонт рассказывает об охотах на зайцев, оленей, кабанов, львов, леопардов, рысей, пантер, медведей и других животных. Но, видимо, приятнее всего Ксенофонту была охота на зайцев. Здесь он показал себя непревзойденным знатоком. Но, как явствует из трактата, он знал охоту на зайцев только с гончими собаками, даже не подозревая о существовании борзых. Поэтому он требовал от своих собак всевозможных достоинств, за исключением быстроты, так как считал, что догнать зайца невозможно никакой собаке. Много любопытного сообщает Ксенофонт и об охоте на зайца с сетями. О зайце он говорит так: «Это столь привлекательное животное, что человек забывает все, что любит, когда видит, как он бежит и ловится».

Пятьсот лет спустя после Ксенофонта сочинение «Об охоте» написал греческий историк и философ Адриан. Родился он в Никомедии (Малая Азия) в 90 году нашей эры. Был римским консулом. Увлекался охотой с борзыми собаками и отметил ошибку Ксенофонта, утверждавшего, что никакая собака не может догнать зайца. Эту ошибку Адриан объясняет так: Ксенофонт не был знаком с «гальской борзой», называвшейся по-гречески «цертрагос». Подобно Ксенофонту Адриан описывает все приметы хорошей собаки и методы ее тренировки.

После Адриана об охоте долго не писал никто. Так продолжалось до Средних веков, когда вся феодальная знать поголовно увлеклась охотой. Перечислить сочинения этого времени было бы уже просто невозможно. На Руси, где охота была в почете также с древних времен, первым литературным произведением о ней было «Поучение» великого киевского князя Владимира Мономаха.

Хостинг от uCoz