Алексей Столбов

АЛЕУТЫ

ОХОТНИЧЬИ НАРОДЫ РОССИИ

 

Охота  это  выслеживание  и  добывание  диких  зверей  и  птиц.  Охота –     древнейшее занятие  человека. Первой  профессией,  которой  овладел  человек,  была  профессия  древнего  охотника-собирателя.  И  лишь  только  после  охотника-собирателя  появились скотовод  и  земледелец.  На  ранних  ступенях  развития  человеческого  общества  охота  служила  важнейшим  (если  не  основным)  источником  пропитания,  материала для одежды  и  жилищ.

Расположение  палеолетических  стоянок  на  краю  крутых  оврагов,  скал,  высоких  обрывистых  берегов  рек – свидетельство  того,  что  в  те  доисторические  времена  охота  была  загонной.  Древние  люди  жили  за  счет  охоты  на  крупных  животных,  и,  прежде  всего  на  мамонта.  Мамонты  были  неповоротливы,  паслись  большими  стадами  на  равнинах  вблизи  водоемов. С  высоких  круч  древние  охотники  наблюдали  за  стадом  и  заганивали  зверей  в  непроходимые  места,  болота,  овраги,  узкие  каньоны,  где  добывали  их  примитивными  кремневыми  орудиями.

Там,  где  из-за  природных  условий  невозможна  была  загонная  охота,  первобытный  охотник  использовал  примитивные  деревянные  самоловы,  прообраз  плашек  и  пастей,  которыми  современные  промысловые  охотники  добывают  «мягкую  рухлядь».

С  развитием  животноводства  и  растениеводства  значение  охоты  неуклонно  уменьшалось,  но  до  сих  пор  на  малоосвоенных  территориях  (в  России  преимущественно  в  тундре  и  таежных  лесах)  охота  остается  основным  занятием  и  источником  существования  малых  народов.

В Древней Руси важным и постоянным источником доходов крестьян в северных регионах Европейской части служила промысловая охота. Оттуда, до освоения Сибири, поступала основная часть русской пушнины. В истории Сибири охота играла основную роль. Местное население до появления русских охотилось преимущественно на копытных зверей, медведя и птиц ради мяса. Шкуры использовались для изготовления одежды и сооружения жилищ. Пушнина, добываемая на юге Восточной Сибири, на Алтае и в Приморье, вывозилась в Китай и Центральную Азию. Лишь с началом освоения Сибири и Дальнего Востока русскими добыча пушнины стала основным занятием местного населения и новых переселенцев. Именно пушнина  была одним из главных богатств, ради которых русскими была освоена Сибирь, построена сеть укрепленных городов и острогов, налажено снабжение из Европейской части России необходимыми продуктами (мука, соль), оружием, инструментами и т.д. На покоренные народы накладывалась ежегодная подать пушниной – ясак.               

Уплата ясака служила внешним выражением подданства. С 1822 года в Сибири ясак стал заменяться денежным сбором. Ясак с «бродячих инородцев» Сибири являлся личным доходом царя. Сбором ясака ведал первоначально Сибирский приказ, а с 1763 года – Кабинет его императорского величества Министерства императорского двора. Ясак сохранился до Февральской революции 1917 года, но был ничтожной величиной в доходах последнего царя (130 тысяч рублей в 1913 году). Плательщиками ясака являлись так называемые «ясачные люди».

Кем же были, к каким народностям принадлежали эти «ясачные люди»? Хотя правильнее, точнее было бы называть их «охотничьими народами», поскольку уклад их жизни полностью зависел от охоты.

Ныне «охотничьи» малые народы оказались в чрезвычайно трудном, катастрофическом положении. Если не будут приняты меры самые срочные, они исчезнут на глазах ныне живущего поколения. В последние годы была разрушена сама цивилизация северных народов – цивилизация оленеводов, охотников, рыболовов, морзверобоев, цивилизация гармонического взаимосуществования человека и окружающей среды.

Перемещенные в промышленные города и порты, районные центры и крупные поселки эскимосы и нивхи, саами и селькупы, ханты и манси, эвенки, ульчи, нанайцы, эвены, коряки и другие народности были последовательно вытеснены из их традиционных отраслей хозяйственной деятельности. Их исконные рыболовные и охотничьи угодья в большинстве случаев захватили энергичные пришельцы-временщики, в кратчайшие сроки опустошающие природу. В крупных населенных пунктах коренное население попало в худшие жилищные условия, многие гордые добытчики оказались на низшей ступени социальной лестницы, нетрудоустроенными, бездомными. Социальное следствие такой политики: резкое снижение уровня жизни, семейная и бытовая неустроенность, бродяжничество, массовый алкоголизм, возрастание заболеваемости и смертности (в 2-7 раз выше аналогичных показателей по России). Резкое возрастание числа внебрачных детей, взрыв метизации, а в самое последнее двадцатилетие – сокращение продолжительности жизни народностей Севера на 16-20 лет и реальная угроза полного угасания их генофонда.

Коренное население, переселенное в города и поселки, составляя в них незначительную часть, подверглось интенсивной ассимиляции. На сегодняшний день практически утратило родной язык и культуру.

Сегодня уже всем ясно, нельзя всерьез говорить о возрождении народностей Севера без бережного восстановления их традиционного образа жизни, без возвращения им их этнообразующего традиционного природопользования.

История северян это особая, отличная от европейской, культура оленеводов и охотников, рыболовов и морзверобоев, способ взаимосуществования человека и природы. Корни этой культуры уходят в глубь веков и тысячелетий. Ее развитие на Севере было связано с необходимостью для человека каждодневно общаться с природой, находить с ней общий язык по самым насущным, жизненно важным делам, когда забота о продолжении жизни окружающей среды была равнозначна заботе о продолжении рода человеческого, племени, семьи и когда обе эти заботы были взаимосвязаны. Поэтому человек Севера выработал в себе особое отношение к природе, где господствует принцип согласия и содружества с природой.

У этих народов выработались мораль, этические принципы, определяющие поведение человека. Сегодня, когда мир стоит на грани экологической катастрофы, и когда, тем не менее, так привлекает многих и процветает хищническое потребительство, эти принципы северян крайне необходимы, хотя бы как воспитательный стимул.

Охота – это часть гармоничного общения человека и природы. Как только нарушается эта гармония, начинаются потребительство, варварство, уничтожение природы как биологического начала существования жизни.  

О культуре охотничьих народов, обычаях и традициях, их образе жизни следует знать не только охотнику, но и простому российскому человеку, чтобы преодолеть ксенофобию и негативные этнические стереотипы. Это, прежде всего, обогатит охотника духовно, а при личностном контакте позволит правильно и грамотно строить свои взаимоотношения с «местными аборигенами».

 

АЛЕУТЫ

 

Эта малочисленная  народность  (в  России  всего  644  человека) -  коренное  население Алеутских,  Командорских  островов  и  юго-западной  оконечности  полуострова  Аляска.

 Говорят  на  алеутском  языке  (в  настоящее  время  родной  язык  сохранили  немногие,  перешли  на  русский  и  английский  языки).

Заселение  островов  происходило  в  условиях  миграции  народов  из  Азии  в  Америку  10-12  тысяч  лет  назад.

Самоназвание – алеут,  унанган.  Название  «алеуты»  было  дано  русскими  после  открытия  ими  Алеутских  островов  и  впервые  встречается  в  документах  1747  года.  С  1799  года  территория  Алеутских  островов  управлялась  Российско-Американской  компанией,  которая  в  начале  19  века  организовала  переселение  части  алеутов  на  необитаемые  Командорские  и  Прибылова  острова.

Алеуты  были  обращены  в  православие,  испытывали  сильное  влияние  русской  культуры,  В  1867  году  Алеутские  острова  и  Аляска  были  проданы  США.

Основными  традиционными  занятиями  алеутов  являются  охота  на  морских  животных  (котиков,  сивучей,  каланов)  и  рыболовство.  Побочное  значение  имело  собирательство.

Наряду с традиционными занятиями, развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.     Алеуты  изготавливали  орудия  охоты  и  рыболовства  и  оружие  из  камня,  кости,  дерева.  Для  выхода  в  море  использовали  обтянутые  кожей  лодки - многовесельные  байдары,  одно -, двухлючные  байдарки.

К  середине  18  века существовали  имущественная  и  социальная  дифференциация,  военная  организация.

Селения  алеутов  обычно  состояли  из  2-4  больших  полуземлянок,  в  которых  проживало  от  10  до  40  семей.

Традиционная  одежда  алеутов  (мужская  и  женская) – парка – длинная  глухая одежда  из  меха  котика,  калана,  птичьих  шкурок.  Поверх  надевалась  камлейка – глухая  одежда  из  кишок  морских  животных  с  рукавами  и  капюшоном.  Обувь – торбаса  (сапоги  из  кож  морских  животных).

Охотники  носили  деревянные  шляпы – конические  или  с  открытым  верхом,  с  удлиненным  большим  козырьком,  украшенные  резной  костью,  сивучьими  усами,  перьями.

Основная  традиционная  пища  алеутов – мясо  морских  животных  и  птицы,  рыба  (преимущественно  в  сыром  виде),  морские  беспозвоночные,  водоросли,  ягоды,  коренья.

Для  традиционных  верований  алеутов  характерны  вера  в  духов,  шаманство.

Командорские острова были выделены в 1928 году в Алеутский национальный район. С 1932 года входил в состав Камчатской области. В середине 1930-х годов ликвидированный, ныне восстановленный.

 

 

Хостинг от uCoz