Алексей Столбов
АЛЕУТЫ
Охота это выслеживание и добывание диких зверей и птиц. Охота – древнейшее занятие человека. Первой профессией, которой овладел человек, была профессия древнего охотника-собирателя. И лишь только после охотника-собирателя появились скотовод и земледелец. На ранних ступенях развития человеческого общества охота служила важнейшим (если не основным) источником пропитания, материала для одежды и жилищ.
Расположение палеолетических стоянок на краю крутых оврагов, скал, высоких обрывистых берегов рек – свидетельство того, что в те доисторические времена охота была загонной. Древние люди жили за счет охоты на крупных животных, и, прежде всего на мамонта. Мамонты были неповоротливы, паслись большими стадами на равнинах вблизи водоемов. С высоких круч древние охотники наблюдали за стадом и заганивали зверей в непроходимые места, болота, овраги, узкие каньоны, где добывали их примитивными кремневыми орудиями.
Там, где из-за природных условий невозможна была загонная охота, первобытный охотник использовал примитивные деревянные самоловы, прообраз плашек и пастей, которыми современные промысловые охотники добывают «мягкую рухлядь».
С развитием животноводства и растениеводства значение охоты неуклонно уменьшалось, но до сих пор на малоосвоенных территориях (в России преимущественно в тундре и таежных лесах) охота остается основным занятием и источником существования малых народов.
В Древней Руси важным и постоянным источником доходов крестьян в северных регионах Европейской части служила промысловая охота. Оттуда, до освоения Сибири, поступала основная часть русской пушнины. В истории Сибири охота играла основную роль. Местное население до появления русских охотилось преимущественно на копытных зверей, медведя и птиц ради мяса. Шкуры использовались для изготовления одежды и сооружения жилищ. Пушнина, добываемая на юге Восточной Сибири, на Алтае и в Приморье, вывозилась в Китай и Центральную Азию. Лишь с началом освоения Сибири и Дальнего Востока русскими добыча пушнины стала основным занятием местного населения и новых переселенцев. Именно пушнина была одним из главных богатств, ради которых русскими была освоена Сибирь, построена сеть укрепленных городов и острогов, налажено снабжение из Европейской части России необходимыми продуктами (мука, соль), оружием, инструментами и т.д. На покоренные народы накладывалась ежегодная подать пушниной – ясак.
Уплата ясака служила внешним выражением подданства. С 1822 года в Сибири ясак стал заменяться денежным сбором. Ясак с «бродячих инородцев» Сибири являлся личным доходом царя. Сбором ясака ведал первоначально Сибирский приказ, а с 1763 года – Кабинет его императорского величества Министерства императорского двора. Ясак сохранился до Февральской революции 1917 года, но был ничтожной величиной в доходах последнего царя (130 тысяч рублей в 1913 году). Плательщиками ясака являлись так называемые «ясачные люди».
Кем же были, к каким народностям принадлежали эти «ясачные люди»? Хотя правильнее, точнее было бы называть их «охотничьими народами», поскольку уклад их жизни полностью зависел от охоты.
Ныне «охотничьи» малые народы оказались в чрезвычайно трудном, катастрофическом положении. Если не будут приняты меры самые срочные, они исчезнут на глазах ныне живущего поколения. В последние годы была разрушена сама цивилизация северных народов – цивилизация оленеводов, охотников, рыболовов, морзверобоев, цивилизация гармонического взаимосуществования человека и окружающей среды.
Перемещенные в промышленные города и порты, районные центры и крупные поселки эскимосы и нивхи, саами и селькупы, ханты и манси, эвенки, ульчи, нанайцы, эвены, коряки и другие народности были последовательно вытеснены из их традиционных отраслей хозяйственной деятельности. Их исконные рыболовные и охотничьи угодья в большинстве случаев захватили энергичные пришельцы-временщики, в кратчайшие сроки опустошающие природу. В крупных населенных пунктах коренное население попало в худшие жилищные условия, многие гордые добытчики оказались на низшей ступени социальной лестницы, нетрудоустроенными, бездомными. Социальное следствие такой политики: резкое снижение уровня жизни, семейная и бытовая неустроенность, бродяжничество, массовый алкоголизм, возрастание заболеваемости и смертности (в 2-7 раз выше аналогичных показателей по России). Резкое возрастание числа внебрачных детей, взрыв метизации, а в самое последнее двадцатилетие – сокращение продолжительности жизни народностей Севера на 16-20 лет и реальная угроза полного угасания их генофонда.
Коренное население, переселенное в города и поселки, составляя в них незначительную часть, подверглось интенсивной ассимиляции. На сегодняшний день практически утратило родной язык и культуру.
Сегодня уже всем ясно, нельзя всерьез говорить о возрождении народностей Севера без бережного восстановления их традиционного образа жизни, без возвращения им их этнообразующего традиционного природопользования.
История северян это особая, отличная от европейской, культура оленеводов и охотников, рыболовов и морзверобоев, способ взаимосуществования человека и природы. Корни этой культуры уходят в глубь веков и тысячелетий. Ее развитие на Севере было связано с необходимостью для человека каждодневно общаться с природой, находить с ней общий язык по самым насущным, жизненно важным делам, когда забота о продолжении жизни окружающей среды была равнозначна заботе о продолжении рода человеческого, племени, семьи и когда обе эти заботы были взаимосвязаны. Поэтому человек Севера выработал в себе особое отношение к природе, где господствует принцип согласия и содружества с природой.
У этих народов выработались мораль, этические принципы, определяющие поведение человека. Сегодня, когда мир стоит на грани экологической катастрофы, и когда, тем не менее, так привлекает многих и процветает хищническое потребительство, эти принципы северян крайне необходимы, хотя бы как воспитательный стимул.
Охота – это часть гармоничного общения человека и природы. Как только нарушается эта гармония, начинаются потребительство, варварство, уничтожение природы как биологического начала существования жизни.
О культуре охотничьих народов, обычаях и традициях, их образе жизни следует знать не только охотнику, но и простому российскому человеку, чтобы преодолеть ксенофобию и негативные этнические стереотипы. Это, прежде всего, обогатит охотника духовно, а при личностном контакте позволит правильно и грамотно строить свои взаимоотношения с «местными аборигенами».
Эта малочисленная народность (в России всего 644 человека) - коренное население Алеутских, Командорских островов и юго-западной оконечности полуострова Аляска.
Говорят на алеутском языке (в настоящее время родной язык сохранили немногие, перешли на русский и английский языки).
Заселение островов происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тысяч лет назад.
Самоназвание – алеут, унанган. Название «алеуты» было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года. С 1799 года территория Алеутских островов управлялась Российско-Американской компанией, которая в начале 19 века организовала переселение части алеутов на необитаемые Командорские и Прибылова острова.
Алеуты были обращены в православие, испытывали сильное влияние русской культуры, В 1867 году Алеутские острова и Аляска были проданы США.
Основными традиционными занятиями алеутов являются охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов) и рыболовство. Побочное значение имело собирательство.
Наряду с традиционными занятиями, развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество. Алеуты изготавливали орудия охоты и рыболовства и оружие из камня, кости, дерева. Для выхода в море использовали обтянутые кожей лодки - многовесельные байдары, одно -, двухлючные байдарки.
К середине 18 века существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация.
Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших полуземлянок, в которых проживало от 10 до 40 семей.
Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) – парка – длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка – глухая одежда из кишок морских животных с рукавами и капюшоном. Обувь – торбаса (сапоги из кож морских животных).
Охотники носили деревянные шляпы – конические или с открытым верхом, с удлиненным большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьими усами, перьями.
Основная традиционная пища алеутов – мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.
Для традиционных верований алеутов характерны вера в духов, шаманство.
Командорские острова были выделены в 1928 году в Алеутский национальный район. С 1932 года входил в состав Камчатской области. В середине 1930-х годов ликвидированный, ныне восстановленный.