Иван Кабанов

ВЕРНЫЙ ДРУГ И НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК ЧЕЛОВЕКА

 

Судя по ископаемым останкам, в конце последнего ледникового периода около 10.000 лет назад в Европе, Северной и Центральной Азии паслись миллионы лошадей. Все они относились к одному виду – лошадь дикая. Табуны этих животных бродили по степям, ежегодно совершали миграции, преодолевая путь длиной в сотни и сотни километров. Изменение климата и вытеснение степей лесами сильно сократили численность лошадей. Лошадям не хватало пастбищ. На диких лошадей охотились и первобытные охотники. В Европе дикая лошадь стала редкостью уже 4000 лет назад. Но еще совсем недавно в дикой природе встречались два ее подвида – тарпан в России и лошадь Пржевальского в Монголии.

Первые достоверные сведения об одомашнивании лошади относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Известно, что в это время на территории нынешней Украины кочевники пасли табуны коней и стада коров. Примерно в тоже время в Египте и на Аравийском полуострове был приручен африканский дикий осел.

Человек и лошадь живут бок о бок уже много тысяч лет. Пока люди были охотниками, они ценили предков современной лошади лишь как один из источников получения мяса. Со временем человек начал обзаводиться хозяйством, и кочевые племена стали пасти табуны лошадей, стада коз и коров. Однако истинная ценность лошади заключалась, прежде всего, в быстроте передвижения. Когда люди научились ездить верхом, это изменило весь их образ жизни. Лошадь превратилась в основное средство передвижения и оставалась таковым еще в начале XX века.

Многие тысячелетия лошадь является постоянным товарищем и другом человека в труде, борьбе и развлечениях. Ни один любитель животных не может не восхищаться этим благородным и грациозным созданием, сочетающим в себе силу, скорость и красоту с умом и постоянной готовностью прийти на помощь.

Начиная с древних времен, человек запечатлел лошадь в мифах, легендах, скульптуре, архитектуре и литературе. Например, Огненные Кони, украшающие храм Парфенон (5 в. до н.э.) в Афинах. Согласно легенде ежедневно мчали колесницу бога солнца к морю, куда тот спускался на закате. Или Пегас – этот мифический крылатый конь, который по мнению древних греков, появился из крови горгоны Медузы, когда ее убил Персей. Пегас полетел ввысь, чтобы примкнуть к бессмертным богам, но был пойман Афиной и усмирен золотой уздечкой.

Полулошадь – получеловек – миф о кентаврах мог возникнуть у древних греков, когда они впервые столкнулись с фессалийскими всадниками, вид сидящего на коне человека был тогда столь необычным, что мог натолкнуть на мысль о неизвестном существе.

Дар врага. – Согласно легенде греки захватили Трою, спрятав своих воинов внутри огромного деревянного коня. Троянцы приняли гигантскую статую коня за дар богов и втащили ее в город. Ночью из коня вылезли греческие воины и открыли ворота.

Кто не слышал имени легендарного Дон Кихота Ламанчского, верхом, на своем верном Росинанте сражавшегося со сказочными чудовищами – ветряными мельницами?

В русской литературе конь выступает как верный друг и защитник – Конек-Горбунок; Сивка-Бурка, вещая каурка. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор, Алеша Попович не совершили бы своих подвигов, не будь у них верных боевых коней.       Конь увековечен в произведениях классической и народной музыки.

А сколько скульптурных групп во всех странах мира воздвиг человек, где властители и полководцы восседают на вздыбленных верных скакунах – боевых конях!

В древнем Карфагене, основанном финикийцами на территории нынешнего Туниса, была раскопана мозаичная мостовая (ок. VI в. до н.э.). На плитках изображены сцены конной охоты – любимого занятия карфагенской знати. На одной из плиток изображен всадник, сидящий на клейменой лошади. Клеймами метят лошадей уже более 2500 лет.

Неизвестно, как протекала бы промышленная революция конца XVIII века, не будь лошади. На лошадях товары доставляли к кораблям, а корабли везли их за море. На лошадиных повозках люди приезжали в города в поисках работы на новых фабриках. Лошади приводили в действие механизмы, которые мололи солод на пивоварнях, пряли хлопок и задували воздух в печи. Под землей лошади вытягивали из забоев вагонетки с углем. На конной тяге ходили телеги с товарами, пожарные машины и общественный транспорт.

В Европе и Азии «лошадиная эра» длилась с античной эпохи и до середины XIX века, когда на смену лошади пришли паровые машины. В течение всего этого долгого периода лошади оставались не только основным средством передвижения, но и главной рабочей силой. На лошадях пахали, убирали и молотили урожай.

В наши дни лошадей почти повсюду вытеснили машины, однако до сих пор мощность двигателей измеряют в «лошадиных силах»: одна л.с. равна 736 ваттам.

Упряжки лошадей везли в глубь Австралии груженые припасами телеги европейских переселенцев.

Вплоть до начала XX века лошади и мулы часто заменяли бурлаков – тащили по рекам Западной Европы баржи, груженные углем или зерном. Тяжеловозы вращали мельничьи колеса, размалывая пленницу в муку. Этим делом по всей Европе с древности занимались лошади, мулы и ослы. Животных заставляли часами ходить по кругу, таща за собой тросы или цепи, соединенные с тяжелыми жерновами. Иногда эту работу выполняла одновременно пара лошадей. Их специально дрессировали, чтобы они шагали с постоянной и определенной скоростью.

Когда в 1492 году испанцы впервые ступили на американскую землю, они застали там племена, населяющие эту часть света уже 10, а то и 20 тысяч лет. С собой испанцы привезли лошадей и мулов, неизвестных туземцам, что помогло им легко покорить местные племена и освоить обширные территории. В новом свете лошади вымерли за 10 тысяч лет до появления там испанских конкистадоров. Время от времени лошади отбивались от своих табунов, убегали в степь и дичали. Спустя столетия их потомки уже широко распространились по американским равнинам. Но еще до этого аборигены в полной мере оценили достоинства привезенных иноземцами животных. Выменивая лошадей у испанцев, индейцы развели собственные табуны и научились прекрасно ездить верхом. Выносливые и неприхотливые лошади американских индейцев были их верными помощниками на войне и охоте. Любители ярких украшений, индейцы старались, чтобы не только они сами, но и лошади выглядели красивее.

Если бы человек не приручил лошадь, наша цивилизация развивалась бы совсем не так, как написано в учебниках истории. Различные культуры рождались и умирали бы там же, где возникли, а люди не путешествовали бы по всему свету в поисках лучшей жизни. Не было бы ни крестовых походов, ни покорения европейцами Америки. Наконец, не было бы ни великих завоеваний, ни великих переселений народов. Ведь завоевателям нужно было вести с собой провиант и оружие, иначе им было не сломить сопротивления оседлых народов.

Ездить на лошадях начали по меньшей мере за 1000 лет до н.э., а подковывать лошадей – лишь спустя 2000 лет, то есть в XI веке, тогда же неотъемлемой частью сбруи стали седло и стремена. С этого времени роль конницы постоянно росла, а великие путешественники, как например, Марко Поло, получили возможность пересекать Европу и Азию, преодолевая расстояния, которые даже сейчас, в эпоху самолетов, считаются огромными.

Вероятно, самым знаменитым конем в истории человечества был вороной жеребец Буцефал, родившийся в 331 году до н.э. и принадлежавший Александру Македонскому, ставшему в 20 лет царем Македонии. Верхом на Буцефале Александр Македонский завоевал почти весь мир от Греции на Западе до Египта на Юге и Афганистана на Востоке.

Другой известный конь – любимый скакун Наполеона Бонапарта – Моренго, белый арабский жеребец, возивший французского императора был ранен в битве при Ватерлоо, но несмотря на это, дожил до 1829 года, пережив своего великого хозяина.

Мы не знаем клички коня, на котором кровавый завоеватель Средневековья Чингисхан, во главе несметных орд кочевников верхом на конях, пришел из Великой Степи, создал огромную империю, простиравшуюся через всю Азию и большую часть Европы.

Истории известны и другие имена завоевателей. Карл Великий – самый знаменитый правитель Средневековья в Западной Европе, став королем франков, он покорил Саксонию и Ломбардию, а в 796 году повел свое конное войско, насчитывавшее более 15 тысяч всадников, против аваров на территории нынешней Венгрии. В 800 году его короновали императором Священной Римской империи, раскинувшейся от Дании до центральной Италии и от Франции до Австрии.

В последние 5000 лет лошади активно использовались в военных действиях. На колесницах, запряженных парой лошадей, воины передвигались на поле боя гораздо быстрее и могли наносить значительно больший урон противнику, чем пехотинцы.

Со времен Александра Македонского кавалерия была одним из важнейших родов войск вплоть до 1-й мировой войны, когда ее вытеснили с поля боя танки и бронеавтомобили.

С распространением в Европе стремян всадники стали особенно грозной силой – новые высокие седла с опорами для ног позволяли рыцарям крепко держаться в седле, свободно орудуя копьем и мечом. Тяжеловооруженным всадникам требовались лошади все больших размеров. Рыцари и их кони были закованы в броню.

В эпоху рыцарства конь играл особую роль. Благодаря ему были осуществлены все крестовые походы против «неверных» «за спасение Гроба Господнего» и освобождения  Иерусалима от мусульман.

Рыцари совершенствовались в искусстве конного боя, устраивая особые состязания – турниры. Желая улучшить породу лошадей, король Англии Генрих VIII издал указ, запрещающий использовать низкорослых производителей. Но в его правление (начало XVI в.) уже получила распространение артиллерия, от которой не защищали ни людей, ни коней даже железные доспехи, так называемая бургундская броня.

Против конных рыцарей использовали четырехконечные «звездочки», которые разбрасывали на пути атакующей кавалерии рыцарей, чтобы калечить коней, как сейчас против танков используются противотанковые мины. Конница была в Средние века основной ударной силой армий воюющих государств.

Со времен приручения лошади ее использовали для перевозки людей и грузов. Первые упряжки и повозки делались из дерева, кости и кожи, пока примерно 3500 лет назад человек не научился плавить медь и бронзу, а около 2000 лет назад и железо. Применение металлических частей в упряжках и экипажах, заметно повысило скорость перевозок, особенно по сухим дорогам Южной Европы и Азии. В дождливой Северной Европе лошадей использовали в основном как вьючных животных до тех пор, пока не появились удобные дороги, которые прокладывали в римскую эпоху, а затем, после некоторого перерыва, в Средние века.

Изобретение колеса со спицами привело к тому, что повозки стали ездить гораздо быстрее. Дальнейшим усовершенствованием стало изобретение, получившее распространение в начале Средневековья – 4-х колесной телеги с передней осью, поворачивающейся независимо от корпуса.

В наши дни об общественном положении человека зачастую судят по тому, на каком автомобиле он ездит: в прошлом судили по лошадям и экипажам. Бедняки ездили на повозках и омнибусах, богачи держали роскошные выезды. Уход за лошадьми, сбруей и экипажами требовал труда многочисленной челяди. Недаром одна из самых распространенных фамилий у русских – Кузнецов, а у англичан Смит, то есть «кузнец».

 «… Разом помчалися по полю кони… с быстротою ужасною…». Так Гомер в своей «Илиаде» (VIII в. до н.э.) описывает состязание греческих воинов, которые гонят свои колесницы по равнине Трои в память о герое Патрокле, погибшем в Троянской войне.

В VII в. до н.э. гонки запряженных четверкой колесниц были неотъемлемой частью ранних Олимпийских игр. Столетиями позже римляне проводили такие же соревнования на особых круглых аренах-цирках. С падением Римской империи пришел в упадок и конный спорт. Только в конце XI века в Англии состоялись первые скачки без препятствий, а в эпоху Возрождения в Европе появились школы классической верховой езды. В 1750 году в Англии основан первый жокей-клуб, а в 1775 году начались рысистые бега в России. Сегодня конный спорт популярен как никогда.

С древних времен конь широко использовался на охоте. Конная охота известна со времен ассирийцев (около 2500 лет до н.э.), их добычей были львы и дикие быки. Позднее в Европе верхом охотились на оленей, медведей, лисиц и зайцев. В России в южных районах появился особый способ охоты – конная травля волков, когда наездники на быстроногих скакунах догоняли волков в степи и кнутами, снабженными свинцовыми грузилами забивали волков на скаку. Точный удар кнутом по голове раскалывал череп волку. Кони широко использовались на охоте с ловчими птицами (беркутами и соколами), так же как на охоте на волка с борзыми и гончими.

Проходит время, меняются потребности и возможности человека, но сохраняется его любовь к лошади. Общение с лошадью – один из самых коротких путей к гармонии души и тела, ибо лошадь – одно из самых загадочных, самых совершенных созданий, благотворно влияющее на людские души.

Хостинг от uCoz