В славной, героической истории Древней Руси есть много легендарных, цветистых имен князей-воинов, князей-ратоборцев, архангелов-хранителей страждущей Руси. Одной из самых ярких, преданных своему ратному делу, ставившему военное дело во главу угла, является личность великого Киевского князя Святослава I Игоревича.
Неизвестно, когда наши предки исключительно занимались охотой и в какую пору они научились возделывать землю. Устные и письменные источники нашей истории свидетельствуют о событиях той эпохи, когда охота и земледелие у восточных славян существовали уже совместно. Ввиду прямых и косвенных свидетельств об охоте, находимых нами в летописях, былинах, в грамотах и актах различного содержания, едва ли возможно сомневаться в том, что в раннюю пору русской жизни охота за зверями и птицами была широко распространена по всей территории Древней Руси. Охота давала нашим предкам средства удовлетворить их несложным и неприхотливым потребностям в пище и одежде. Именно охота положила и начало их экономической деятельности.
По словам летописи, наши предки жили в лесах и питались птицами и зверями: «Древляне живяху зверинским образом…ядяху вся нечисто… И Радимичи и Вятичи и Север один обычай имяху, живяху в лесе, якоже всякий зверь, ядуще все нечисто». В этом отношении наши предки-славяне мало чем отличались от своих беспокойных соседей, полудиких кочевников – печенегов и половцев, о которых летописец выражается так: «Ядуще мертвечину и всю нечистоту, хомеки и сусолы».
В древнее время Русь была страной сплошных лесов, болотистых и непроходимых, где легко погибала иногда целая рать. Лес покрывал почти всю Русь. Спускался от Карпат на север в низменности Припяти, Березины, Вислы, Немана, покрывал их густой, непроходимой чащей, простирался на восток, спускаясь на юге приблизительно до 48 градуса северной широты. Граница леса шла по верховьям Днестра, Южного Буга и Ингула до Днепра; перейдя затем на левую сторону, проходила по берегам Самары, Волчьих вод, пересекала верховья Калки, Берды, Миуса, шла к устьям Донца, переходила за Дон, поднималась вверх по Дону и шла к тому месту Волги, где в нее впадает Сарпа. Далее граница леса поднималась вверх по правому берегу Волги до впадения в нее Иргиза, а затем, перейдя на левый берег, шла параллельно Общему Сырту к устью Сакмары и, перейдя через Урал, терялась в степях Азии. На юг от этой черты было царство степей, травянистых в низовьях Днестра, Буга, Калки, Дона и пустынных в низовьях Волги.
Нашим предкам поневоле приходилось жить среди лесов. В лесу они родились, в лесу жили, в лесу и умирали. Он их кормил и одевал, давая им все, что только мог дать. Они были во власти леса, так же, как нынешний горожанин во власти города.
Наши предки тяготели больше к лесу, чем к пашне. В лесу стоило им закинуть тенета, поставить на путик кляпцы или насторожить пругла, и зверь или птица попадались в ловушку. В тогдашних лесах и болотах привольно было жить и плодиться всякому зверю и всякой птице, и повсюду их было великое множество. Чтобы дать представление об изобилии зверей в Древней Руси, следует привести свидетельства о зверях севера и юга, востока и запада.
«На северо-восток от Новгорода лежали земли, богатые пушными зверями: Югра, Печора, Заволочье и Пермь. Югра сама говорила новгородцам: «Копим серебро и соболи и ино узорочье». Жители Югры не имеют пахотных полей, ни лугов, а живут в пустынях, вместо хлеба употребляют в пищу мясо диких птиц и зверей».
Лесистый печорский край был настоящим царством зверей и птиц. Здесь добывались самые лучшие меха пушных зверей. В изобилии водились лучшие соболи, куницы, бобры, горностаи, белые медведи, белые и черные волки, черные лисицы, лучшие белки, зайцы и другие звери, Из птиц здесь водились соколы и кречеты, гуси и утки, куропатки, лебеди. Местные самоеды, жившие у самого моря, охотились на моржей, бивни которых ценились на вес серебра.
На востоке Руси были расположены земли: Мордовская, Муромская, Рязанская. Меха зверей Мордовской земли были известны в древности под именем буртасских и очень дорого ценились. Арабский писатель Х века Масуди писал: « Черныя лисицы, привозимыя из земли Буртасов, составляют самые уважаемые и дорогие меха; владетельныя особы делают из них шапки и шубы и ценят их весьма высоко». По сказанию других арабских писателей, кроме черно-бурых лисиц, Мордовская земля была богата черными куницами и скифскими соболями.
Южные и юго-западные области Древней Руси изобиловали редкими породами зверей. В Черниговской области водились в большом количестве дикие кони (тарпаны), туры, вепри, олени, лоси, волки. На Волыни – кабаны и медведи. В юго-западной Руси зверя и дичи было великое множество. Такое множество зверья было, что оленей и зубров добывали только для шкур. В реках было множество бобров. Птиц было несметное количество, весной дети наполняли лодки яйцами уток, диких гусей, журавлей, лебедей. Орлят запирали в клетки для перьев к стрелам.
Охота и звероловство были главным занятием тогдашнего населения. Охота удовлетворяла личные и общественные нужды наших предков и совмещала в себе эстетическое наслаждение и прямую выгоду. Меха зверей, массами истреблявшиеся на ловах и охотах, составляли главное богатство народа: за удовлетворением личных потребностей все остальное количество добывавшихся мехов частью шло на уплату дани, а частью на торговые обороты. Олег Вещий обложил древлян и северян меховой данью. «Идее, - говорит летопись, - Олег, на Древляны и Северы, и възложи дань на них по черной куне».
Охота в древнерусской жизни была делом первой важности, естественно возникает вопрос: какое влияние оказывала она на склад народного характера, на мировоззрение народа? Народ – охотник по необходимости, полагается больше всего на личную предприимчивость и предусмотрительность; подверженный риску и неожиданностям, он естественно вырабатывает в своем характере стойкость и бесстрашие перед опасностью. Конечно, проследить на отдельных примерах влияние охоты на характер наших предков нет никакой возможности, потому что история знает уже совместное существование охоты и земледелия в древнейшую эпоху Руси. На счет влияния охоты нужно отнести такие качества русского духа, не раз удивлявшие мир, как бесстрашие и стойкость, о которые, как волны о скалы, разбивались былые беды и бури.
Древний период нашей истории – Киевский – весь был полон постоянной напряженной борьбы с воинственными соседями кочевниками. Этому бурному и мятежному времени вполне по характеру соответствовали и удовольствия того времени, шумные, разгульные, воинственные. Пиры и охоты составляли любимейшее развлечение киевских князей, за которым они отдыхали от забот и тревог, столь обычных в то неспокойное время. Но, по правде говоря, охота в жизни великих князей была не отдыхом, а лишь переменой занятий; это был труд, увлекательный, но очень нелегкий и нередко весьма опасный.
В быту великих князей Киевского периода охота составляла постоянную принадлежность княжеской жизни и отражала на себе особенности времени и личный характер того или другого князя. Можно сказать, что в этот период вся жизнь князей протекала или в ратном поле, или в отъезжем; лишь только наступал мирный промежуток времени, князья спешили «на ловы». Тем оживленнее, шире и значительнее была княжеская охота, чем энергичнее был личный характер князя. Великий киевский князь Игорь, правивший с 912 по 945 годы, постоянно занимался ловами и сильно пристрастился к ним. Нередко Игорь брал с собой на охоту малолетнего сына Святослава, чтобы с детства приучить его ко всем трудностям и опасностям охоты. Надо отметить, что в древние времена охота была лучшей школой для подготовки воинов к боевой жизни. И это воспитательное значение охоты было хорошо понято как Игорем, так и великой княгиней Ольгой, матерью Святослава. По смерти мужа Ольга продолжала воспитывать Святослава в том же духе, лично показывая ему пример храбрости и выносливости на войне и охоте. Летописец говорит о ней: «Идее Вольга по Деревьстей (древлянской) земли с сыном своим и с дружиною уставляющи уставы и уроки; суть становища се и ловища…ловища ея суть по всей земли…и по Днепру перевесища и по Десне». «Ловища» - места, наиболее удобные и выгодные для охоты; посещая их, дружина Ольги, конечно, пользовалась случаем вдоволь поохотиться, а вместе с дружиной «ловы деяла» и сама княгиня. Сыну она заменила при этом погибшего отца, его первого учителя и руководителя на поприще охоты. И это как нельзя более отвечает твердому, чисто мужскому характеру Ольги. Охота – «мужское дело», но она не могла быть чужда Ольге, мужеству которой могли бы позавидовать самые мужественные мужи даже тех героических времен.
Святослав унаследовал основные черты характера своих родителей, и в особенности их страсть к охоте. Воспитанный своими отцом и матерью на охоте, с детства свыкшийся с трудами и опасностями ловли звериной, Святослав выработал в себе твердый и непреклонный характер и даже в условиях того времени является типом поистине богатырским. Несмотря на то, что двенадцать веков отделяют нас от Святослава, и теперь еще нельзя не восхищаться удивительной мощью его духа и величавой простотой его привычек. Будучи еще мальчиком, он умел уже ловко пустить стрелу в зверя, мчавшегося на него, лихо ездил верхом и пробовал уже владеть копьем. В 946 году Ольга пошла на древлян, чтобы отомстить за смерть Игоря, Святослав был с нею и первый открыл битву с древлянами.
Святослав был князем – полководцем, князем – стратегом. Планируя боевые действия, он стремился разгромить объединенные силы противника в одном, двух полевых сражениях. Действуя против хорошо обученного войска византийцев, Святослав применял принцип внезапности и разгрома противника по частям. В полевых сражениях с византийцами ввел в боевом порядке «стена» вторую линию, игравшую роль резерва.
Походы в дальние страны князь обычно проводил комбинированно. Пехота двигалась по реке и морю на «лодиях» (ладьях), конница – по суше, вдоль побережья. Для разведки противника и охранения войска впереди шли особые отряды. Когда войско располагалось на отдых, выставлялась «сторожа».
Для своих «воев» (воинов) он был образцом мужества и отваги. Святослав отличался исключительной выносливостью и неприхотливостью в походах. Вся жизнь Святослава – бесконечная череда сражений.
В историческом русском литературном памятнике «Повести временных лет» есть сведения о походах Святослава. Вот некоторые из них:
- «В лето 6472 (964). Когда князь Святослав вырос и возмужал, он начал собирать воинов многих и храбрых: ходя легко, как барс, вел он многие войны. В походе не возил с собою обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко порезав конину или зверину или говядину, пек ее на углях и ел: он не имел шатра, но, спал подостлав чепрак, а седло в головах: такими были и все остальные его воины.
Святослав посылал послов по странам, говоря: «Хочу идти на вас». И пошел на реку Оку и на Волгу и нашел вятичей и сказал вятичам: «Кому дань даете?» Они же сказали: «Хазарам по шлегу с плуга даем».
«В лето 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав об этом, хазары вышли навстречу с князем своим каганом и сошлися биться: и в битве одолел Святослав хазар и взял город их Белую Вежу: ясов победил и косогов».
«В лето 6474 (966). Победил Святослав вятичей и наложил на них дань».
«В лето 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар, бились те и другие, и одолел Святослав болгар и взял восемьдесят городов по Дунаю и сел княжить в Переяславце, беря дань с греков».
«В лето 6476 (968). Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а Святослав был в Переяславце, и затворилась Ольга с внуками своими, Ярополком, Олегом и Владимиром, в городе Киеве. И обступили печенеги город силой великой, бесчисленное множество их около города: и нельзя было из города выйти, ни весть послать: люди же изнемогали от голода и жажды.
Узнав это, Святослав поспешно сел на коня, с дружиною своею и пришел к Киеву, и погнал печенегов в степь, и был мир».
«В лето 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне жить в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, потому что там сердце земли моей, ведь туда все блага сходятся: от греков – золото, шелковые ткани, вино и различные фрукты, от чехов и венгров – серебро и кони, из Руси – звериные шкуры, воск, мех и рабы».
«В лето 6479 (971). Пришел Святослав в Переяславец и болгары заперлись в городе. И вышли болгары на бой против Святослава, и была битва великая, и одолевали болгары. И сказал Святослав воинам своим: «Уже нам здесь погибнуть, будем биться мужественно, братья и дружина».
И к вечеру одолел Святослав, и взял город с бою. И послал к грекам послов, говоря: «Хочу идти на вас, взять ваш город, как и этот». И сказали греки: «Мы не можем противостоять вам, но возьми дань с нас, на себя и на дружину свою, и скажите нам, сколько вас, чтобы мы дали по числу на головы».
Так говорили греки, обманывая Русь, ибо греки лукавы и до сего дня. И сказал Святослав: «Нас двадцать тысяч». И прибавил десять тысяч, потому что Руси было только десять тысяч. И выставили греки сто тысяч против Святослава и не дали дани.
И пошел Святослав на греков, и те вышли против Руси. Увидев это, Русь убоялась большого множества воинов. И сказал Святослав: «Уж нам некуда деться: волей-неволей придется стать против, да не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, мертвые сраму не имут, если же побежим, то позор будет на нас и не убежим: но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то подумайте сами о себе».
И сказали воины: «Где твоя голова ляжет, тут и мы свои головы сложим».
И Русь приготовилась к бою, и была великая битва, и одолел Святослав, и бежали греки, и пошел Святослав к Царьграду, воюя и разоряя города, которые стоят пустыми и до сегодняшнего дня.
И сказал царь во дворце своем боярам: «Что нам делать, раз мы не можем противостоять ему?»
И сказали бояре: «Пошли к нему дары: испытаем его, не любит ли он золото или шелковые ткани?»
Так и сделали. Посмотрел Святослав на дары и сказал: «Спрячьте!» Послы вернулись к царю. И он созвал бояр.
«Испытай его еще, пошли к нему оружие».
Греки послали Святославу меч и другое оружие. Он же приняв, начал хвалить и любоваться и благодарил царя. Вернулись послы и сказали бояре царю: «Лют должен быть этот человек, имуществом пренебрегает, а оружие берет, дадим ему дань».
Вернулся Святослав в Переяславец. Увидел же, что у него мало дружины, сказал самому себе: «А если вдруг обманом перебьют мою дружину и меня». И решил: «Пойду на Русь и приведу побольше дружины».
Византийские хроники сообщают, что перед убытием на Русь, Святослав пожелал встретиться с византийским императором.
«Государь охотно согласился. На коне в позлаченном вооружении приехал император к берегу Истра, сопровождаемый великим отрядом всадников, блиставших доспехами. Святослав переехал через реку на некоторой скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими, без всякого различия.
Видом он был таков: ростом выше среднего с густыми бровями, с голубыми глазами с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода: шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный.
Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем кроме чистоты, от других не отличная.
Итак, поговорив немного с императором о мире, сидя в ладье на лавке, он переправился назад».
Еще до встречи был подписан мирный договор с Византией.
Говоря о характере Святослава, византиец Лев Диалон писал: «Был он мужем горячим и дерзким, да к тому же отважным и деятельным».
Заключив мир с греками, Святослав пошел на лодках к порогам. И сказал ему отцовский воевода Свенельд: «Пойди, князь, на конях стороною, ведь в порогах стоят печенеги».
Но не послушал его Святослав, пошел на лодках. В лето (июнь) 972 года пришел Святослав в пороги, где ждала его погибель.
Кто знает, долго ли спал князь Святослав, но вдруг сквозь сон он услышал странный звук и проснулся…
На другом конце острова раздался дикий, исступленный крик и повторился на берегах и косах понизовья. Казалось, что вдруг острова закипели, зашумели днепровские воды…
Князь Святослав вскочил на ноги, сразу поняв, что к острову подплыли печенеги, окружили стан, накинулись на стражу, идут сюда, он узнал их крик-призыв к бою.
О поле битвы! Оно страшно днем, когда человек идет на человека, когда на землю льется горячая кровь, когда от удара меча обрывается человеческая жизнь! Но с чем сравнить ночную битву на острове Григория (ныне остров Хортица), когда после трудной и далекой дороги отдыхали русские воины, а коварный враг подстерег их и, как тать ворвался в стан?!
То была неравная битва. Печенеги, как коршуны, долго следили за русскими воями. Они видели, где те остановились, где заночевали. Русские же не знали, откуда свалился на них враг, и видели перед собой только черную ночь.
То была неравная битва еще и потому, что русская рать растянулась по Днепру, и на острове их было полторы-две тысячи. А через Днепр переправилось на остров в эту ночь вдвое, а может, и втрое больше печенегов.
И все же русские вои бились так, как всегда. Рубили врагов без пощады. И смело смотрели смерти в глаза. А, умирая, верили, что за них отомстят другие.
Стан русских воев был окружен – князь Святослав понял это, как только услышал со всех сторон крики печенегов. Стража на острове перебита, помощи ждать не приходится, нужно бороться самим.
«Вои русские! – крикнул князь Святослав. – Становитесь в круг, я здесь, потянем на печенега!»
Вокруг стана рос вал – это были тела печенегов: там же смежали глаза, прощаясь с жизнью, и русские вои. Этот вал высился в темноте как грань между жизнью и смертью, он тянулся, казалось, к самому небу.
И еще раз князь Святослав попытался спасти своих воев, хотел продержаться до рассвета, когда к острову, возможно, подплывут другие лодии и, когда они уже при свете смогут не вслепую обороняться, а сами кинутся на печенегов.
Печенеги бросили в бой все, что могли, русские вои – все, что имели…
В этот последний свой час вои, воевода и князь Святослав бились так, как никогда. Их было шесть. Упал воевода Божарр, упали три отрока, упал Микула. Остался один Святослав.
Но и один он шел вперед – с мечом в правой руке, со щитом в левой. К нему подскочил печенег и перебил левую руку, - князь Святослав выронил щит, но оставался еще меч. Несколько стрел впились ему в грудь, но князь киевский шел дальше.
Еще шаг вперед ступил князь Святослав и вдруг, точно сломанное копье, упал на землю.
Так погиб Великий киевский князь Святослав.
Смерть князя Святослава была столь величественна, что остановила даже печенегов. Долгую минуту стояли они на месте, словно не верили в случившееся. Потом кинулись вперед и стали рубить мертвое тело Святослава.
В бою завершилась жизнь этого незаурядного человека – безрассудно храброго и хладнокровно жестокого, гордого до высокомерия и безупречного в вопросах воинской чести.
Подвиги Святослава вдохновляли многие поколения воинов и сказителей, а само имя его превратилось в один из национальных символов.
Князь Святослав вошел в русскую историю, как олицетворение воинского духа – отчаянной храбрости, суровой простоты и неукоснительного следования кодексу чести.
- «Иду на вы» и «Мертвые сраму не имут» - вот девизы, неразрывно слитые с образом Святослава и вошедшие в плоть и кровь русской военной традиции.